Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Пойдут ли голосовать и как относятся к выборам? Появилось исследование настроений беларусов — рассказываем главное
  2. BELPOL раскрыл схемы, как Беларусь зарабатывает на производстве деталей для российских снарядов, — рассказываем
  3. Будет ли январь похож на зиму? Прогноз погоды на неделю с 20 по 26 января
  4. «Она стала результативным снайпером». Стали известны обстоятельства гибели в Украине 24-летней Марии Зайцевой
  5. На свободу вышли 23 политзаключенных
  6. ISW: Россия потратила больше 5 млрд долларов на обучение школьников управлению боевыми дронами
  7. В США можно расплатиться долларами 1861 года, а в беларусском банке не хотят менять доллары 2008-го. Почему?
  8. «Увидев, как горит жена, он перерезал горло своим детям, а затем и себе». Рассказываем о самом кровавом лесном пожаре в мировой истории
  9. «Весь мир равнодушно смотрел, как убивают мой народ». Поговорили с чеченским добровольцем из села — символа бессмысленной резни в 90-е


Нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA), где много лет находилась картина «Над Витебском» Марка Шагала, вернул полотно наследникам прежнего владельца — немецкого галериста еврейского происхождения. По непубличному соглашению сторон, музей получил компенсацию в 4 млн долларов, пишет The New York Times.

Картина Марка Шагала «Над Витебском». Фото: artguide.com
Картина Марка Шагала «Над Витебском». Фото: artguide.com

Картина Шагала «Над Витебском» это часть серии, которую он начал в 1914 году после возвращения из Парижа в Витебск. На ней среди заснеженного пейзажа изображен пожилой нищий с мешком на спине и палкой в руке, парящий над крышами домов и куполом витебского собора.

Некоторые эксперты считают, что в этой фигуре художник проиллюстрировал выражение на идиш, которым называли скитающихся от двери к двери нищих: оно буквально переводится как «ходить по домам».

В 20−30-е годы прошлого века картина находилась в берлинской галерее, которой владел еврей по происхождению Фрэнсис Маттизен. Однако после того как к власти в Германии пришли нацисты, он был вынужден продать «Над Витебском» крупному дрезденскому банку в счет погашения кредита, а впоследствии бежал из страны.

В 1949 году полотно оказалось в собственности MoMA, где и занимала центральное место в коллекции на протяжении многих лет.

Однако недавно в музее сообщили, что картину вернули наследникам немецкого галериста — это было сделано непублично три года назад при посредничестве компании Mondex Corporation. MoMA получил в качестве компенсации 4 миллиона долларов.

На этом история не закончилась — в прошлом году наследники Маттизена продали «Над Витебском» европейскому коллекционеру уже за 24 млн долларов. А теперь судятся с Mondex Corporation — в компании утверждают, что им при новой сделке полагался гонорар в размере 39% стоимости работы.

Но один из наследников Патрик Маттизен подал встречный иск — его адвокаты заявили в судебных документах, что Mondex Corporation нарушила свою часть соглашения, отстранив его от переговоров с MoMA и согласившись на выплату 4 миллионов долларов без его участия.

По словам представителей MoMA, средства от перепродажи картины были направлены на поддержку фонда исследований провенанса (история происхождения художественного произведения и владения им), названного в честь Фрэнсиса Маттизена.