Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. ISW: Россия потратила больше 5 млрд долларов на обучение школьников управлению боевыми дронами
  2. Будет ли январь похож на зиму? Прогноз погоды на неделю с 20 по 26 января
  3. «Увидев, как горит жена, он перерезал горло своим детям, а затем и себе». Рассказываем о самом кровавом лесном пожаре в мировой истории
  4. На свободу вышли 23 политзаключенных
  5. BELPOL раскрыл схемы, как Беларусь зарабатывает на производстве деталей для российских снарядов, — рассказываем
  6. В США можно расплатиться долларами 1861 года, а в беларусском банке не хотят менять доллары 2008-го. Почему?
  7. Минобороны России заявило о взятии населенного пункта в самопровозглашенной ДНР, Генштаб ВСУ это не комментирует
  8. «Весь мир равнодушно смотрел, как убивают мой народ». Поговорили с чеченским добровольцем из села — символа бессмысленной резни в 90-е
  9. «Она стала результативным снайпером». Стали известны обстоятельства гибели в Украине 24-летней Марии Зайцевой


По православному календарю Радуницу в этом году отмечают 14 мая. Обычно в этот день или заранее люди идут на кладбище с цветами, которые несут к могилам родных. У многих эти цветы искусственные. Протоиерей Иоанн Пашкевич, настоятель храма Преображения Господня в агрогородке Дмитровичи Каменецкого района объяснил изданию kamenec.by, почему пластиковые букеты лучше не использовать. Дело не только в экологии.

Изображение используется в качестве иллюстрации. Фото: TUT.BY
Изображение используется в качестве иллюстрации. Фото: TUT.BY

Протоиерей объясняет: официального запрета на цветы из пластика в Беларуси нет. По его мнению, эта общая проблема каждый год напоминает о себе искусственными охапками на могилах.

— Многие считают, что так отдают дань уважения памяти усопшего. В действительности — упрощают жизнь себе: поставил недорогой неумирающий букет — и на год забыл. Не думают о том, что ничуть не помогают покойному, а вредят живым, — отметил Иоанн Пашкевич. — Люди не желают глубже вникнуть в смысл посещения могил усопших, которым нужны лишь порядок на могилке, добрые дела в их память и молитва, ибо не могут уже за себя помолиться. А использование пластиковых цветов на кладбище не несет никакой богословской символики, нигде в литературе не найдете совета украшать ими могилу. Главное ее украшение — крест как знак надежды на воскресение, как символ того, что усопший отдан под защиту Христа.

Сам он призывает своих прихожан не засорять кладбище. Напоминает, что во время окропления могил святая вода попадает на пластиковые букеты, которые через пару месяцев оказываются на свалке.

— Когда лет двадцать назад начинал служение в Дмитровичах (Брестская область. — Прим. ред.), здесь была негласная традиция после отпевания покойного оставлять один из искусственных венков в храме, у подножия распятия. Мы с матушкой убедили людей, что лучше приносить в храм живые цветы из своего огорода. А те деньги, что собирались истратить на тот дорогой венок, советуем дать нуждающимся, чтобы тоже помолились за усопшего, — рассказал священник. — Не устаю напоминать, что порядок на могилке, молитва и скромные лента или ручник на кресте — лучшая альтернатива яркой мишуре из пластика, что вредит природе и здоровью людей. Ведь при разложении его выделяются ядовитые вещества в почву, воздух и грунтовые воды.

По словам протоиерея, в последние годы он все чаще замечает, что молодые люди приносят на кладбище живые многолетники, которые «помогают сделать могилу ухоженной».

— Живая память — живые цветы, — отмечает Иоанн Пашкевич.