Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Перед выборами некоторых беларусов заставляют подписывать «официальное предупреждение». Правозащитники опубликовали фото документа
  2. На свободу вышли 23 политзаключенных
  3. «Она стала результативным снайпером». Стали известны обстоятельства гибели в Украине 24-летней Марии Зайцевой
  4. В Варшаве вынесли приговор поляку, который изнасиловал и убил беларуску Елизавету. Что решил суд
  5. «Весь мир равнодушно смотрел, как убивают мой народ». Поговорили с чеченским добровольцем из села — символа бессмысленной резни в 90-е
  6. Будет ли январь похож на зиму? Прогноз погоды на неделю с 20 по 26 января
  7. ISW: Россия потратила больше 5 млрд долларов на обучение школьников управлению боевыми дронами
  8. В США можно расплатиться долларами 1861 года, а в беларусском банке не хотят менять доллары 2008-го. Почему?
  9. «Увидев, как горит жена, он перерезал горло своим детям, а затем и себе». Рассказываем о самом кровавом лесном пожаре в мировой истории
  10. Пойдут ли голосовать и как относятся к выборам? Появилось исследование настроений беларусов — рассказываем главное
  11. Литва собиралась ввести ужесточения по автомобилям с беларусскими номерами. Но теперь Вильнюс принял новое решение


В Нигерии тысячи детей ежегодно подвергают пыткам и насилию, а собственные родители выгоняют их на улицу. Все из-за подозрений в колдовстве и связях с нечистой силой. Издание «Холод» рассказывает, почему родители готовы поверить, что в их ребенка вселился демон.

Хелен Укпабио. Фото: Lady Apostle Helen Ukpabio / Facebook
Хелен Укпабио. Фото: Lady Apostle Helen Ukpabio / Facebook

В ноябре 2018 года канал Al-Jazeera опубликовал репортаж журналиста Марка Эллисона о сотнях детей, живущих на свалке на окраине юго-восточного нигерийского города Калабара. «Издалека дети кажутся пугалами: медленно перебирая груды мусора, доходящие до пояса, они ищут пластиковые бутылки. Их изношенная одежда висит на истощенных телах, а их худые, будто обтянутые пленкой лица, безжизненны из-за наркотиков, которые они приняли на рассвете», — писал Эллисон про будни сколомбо. Так называют детей, которых родители выгнали из дома после того, как заподозрили в колдовстве.

«Моя бабушка заболела, ее нога сильно опухла, — рассказывал 14-летний Годблесс. — Она сказала, что это моя вина, что я колдун». Мальчика сводили к местному пастору, подтвердившему опасения бабушки. По словам Годблесса, когда он отказался уйти из дома, тетя приложила раскаленный нож к верхней части его бедра. Из-за этого у него остался длинный почерневший шрам.

Годблесс жил на свалке в деревянной хижине вместе с полудюжиной других мальчишек. Они сдавали пластиковые бутылки и банки, чтобы заработать пару долларов в неделю на еду и лекарства.

Колдовство и церковь

Обвинять детей в колдовстве и наказывать их за это в африканских странах стали совсем недавно — только в 1990-х годах.

Американский публицист Митч Хоровиц, специализирующийся на оккультных и эзотерических темах, называет одной из основных причин усиление церквей пробуждения, происходящих из пятидесятничества.

О чем речь?

Одна из таких церквей была основана, как раз когда детей в африканских странах стали массово обвинять в колдовстве. Она называется Церковь Евангелие свободы (Liberty Gospel Church) и появилась в Нигерии в 1992 году. Ее основательнице Хелен Укпабио тогда было чуть больше 20 лет. Укпабио утверждала, что была обручена с Сатаной, но в 17 лет ее якобы спасли. После этого она взяла на себя миссию «освободить пленников [Сатаны] через Евангелие».

«Наша цель — помочь освободить человечество от всякого ига и рабства врага через ясное и прямое учение Божьего слова, разоблачая дела дьявола и его обман», — говорится в соцсетях Церкви. При этом пасторы-пророки этой церкви выступают с яростными нападками на колдовство и сатанинскую одержимость. И особенно часто с такими обвинениями сталкиваются дети.

Уже после создания церкви Укпабио стала значимой фигурой в Нолливуде, нигерийской киноиндустрии, в 1990-х и начале 2000-х годов. Она писала сценарии для фильмов, изображающих детей, одержимых демонами, и снималась в них. Среди ее работ — «Конец нечестивым» и «Церковь и колдовство». В книге «Разоблачение тайн колдовства» она утверждала, что «если ребенок младше двух лет кричит ночью, плачет, всегда болеет, его здоровье постоянно ухудшается, то он слуга Сатаны».

Укпабио попала в тренд: в начале века такие фильмы пользовались большим спросом. Из-за серьезных экономических проблем в Нолливуде стали производить фильмы, не требующие большого бюджета, и одним из самых популярных жанров в Нигерии фактически стал хоррор. Люди не ходили в кинотеатры, а смотрели подобные фильмы дома. Многие малообразованные местные жители стали воспринимать произведения про ведьм и колдунов всерьез, что породило волну насилия.

Леди апостол

В 2007 году журналистка Трейси Маквей отправилась в Нигерию с фотографом Робином Хаммондом, чтобы сделать материал для газеты Observer.

«Я встретила девочку, на чье прекрасное лицо вылили кислоту, и другую, которой забили гвоздь в голову люди, пытавшиеся провести „изгнание“, — писала впоследствии Маквей. — Мы стали свидетелями того, как целые общины окружали беспомощных маленьких детей, утверждая, что они — зло, и настаивали на том, чтобы дети покинули территорию и выживали самостоятельно».

Тем временем популярность Укпабио все росла. На встречи с ней приходили тысячи людей, а в августе 2009 года ее провозгласили Леди апостолом. На церемонии присутствовали нигерийские политики и актеры Нолливуда.

Репутацию Укпабио не пошатнуло даже то, что незадолго до этого вышел документальный фильм «Спасая детей-ведьм Африки» о том, как в Нигерии детей, которых «проповедники» окрестили «ведьмами», пытают и бьют, а испуганные родители и общины выгоняют и оставляют их на произвол судьбы. Одной из главных виновниц этого авторы фильма называли Укпабио.

«Проповедница» утверждала, что страшные шрамы и раны детей, показанные в документальном фильме, ненастоящие — или, возможно, настоящие, но «есть много способов, как дети могут быть искалечены». И если травмы детей связаны с обвинениями в колдовстве, то, по ее словам, такие обвинения не могли исходить от пятидесятнических христианских проповедников, а только от шарлатанов.

Еще популярнее

С проблемой пытались бороться и власти. В 2008 году, после выхода фильма «Спасая детей-ведьм Африки», в нигерийском штате Аква-Ибом приняли закон, запрещающий обвинять детей в колдовстве. Это грозило лишением свободы на срок до 10 лет.

После принятия закона Укпабио пошла в контратаку и подала в суд на правительство штата и правозащитников, которые борются с суевериями. Укпабио заявила, что закон нарушает ее свободу вероисповедания, и потребовала два миллиарда найр (на тот момент около 13 миллионов долларов) в качестве компенсации, а также «постоянного судебного запрета ответчикам вмешиваться или осуждать право ее церкви исповедовать свой подход к христианству». Выиграть суд у Укпабио не получилось. Она пыталась снова судиться, но тоже безуспешно.

Укпабио популярна не только в Африке, ее приглашают выступать и в другие страны. В 2010 году она приехала в США, где в течение четырех дней проводила проповеди в местной церкви. В 2014 году она выступала в Великобритании, где в то время фиксировали рост убийств, связанных с обвинениями в колдовстве, в основном среди африканских диаспор. Один из самых известных случаев — убийство 15-летнего Кристи Баму его сестрой.

Сейчас Укпабио продолжает проповедовать. В мае 2024 года она проводила мероприятие под названием «Свобода от колдовских нападений» в нигерийском Калабаре, а в августе участвовала в молодежной конференции. В ноябре ее дочь Имаобонг подала в суд иск против певицы Эмоши Кхамофу, более известной как Bloody Civilian, написавшей в твиттере об Укпабио: «Она буквально заставила людей сжигать своих детей живьем». Имабонг Укпабио заявила, что эти утверждения были «крайне ложными и не имели никакого основания».

Тем временем из-за обвинений в колдовстве в Нигерии продолжают умирать тысячи детей каждый год.